Интервью Арама Давидяна журналу Status Quo #3 2005г.

Status Quo: Личный стоматолог – это действительно что-то из разряда личного и интимного даже. Но чем руководствоваться при выборе стоматолога и стоматологической клиники? Есть ли какие-нибудь принципы, по которым можно определить профессионализм специалистов той или иной клиники?
Арам Давидян: Ответить на этот вопрос односложно трудно. Существует расхожее мнение, что сервис клиники показывает работа администратора – если встреча в приемной проходит на высоком уровне, это автоматически показывает квалифицированность специалистов. Но не все так просто. Поэтому критерий один – репутация клиники.

SQ: У клиники «Аврора» репутация более чем достойная… Вот я у Вас второй раз и второй раз удивляюсь дизайну. Кто его разрабатывал?
АД: Идея была моя. Дизайн должен соответствовать философии клиники – той, что никак не напоминать клинику. Да, она должна ассоциироваться с визитом к врачу. Однако не к тому врачу, к которому мы привыкли со времен советской действительности, а скорее к тому, которого мы видели в кинофильмах. Вы, человек, твердо стоящий на ногах, приходите к врачу, с которым Вас связывают отношения, ожидаете его в уютной гостиной, а потом Вас проводят в кабинет, где за ширмочкой осмотрят, дадут пилюльку…

SQ: Я вот у вас сижу в кабинете, в этом мягком кресле, слушаю Вашу размеренную речь, и создается впечатление, что я не на приеме у стоматолога, а у психолога.
АД: Мы действительно моделировали пространство таким образом, чтобы отвлечь от специфики. Обратите внимание – никаких статуэток в виде зубов, устрашающих плакатов в стиле «до» и «после»… Представьте – Вы приходите на прием к врачу, а видите эти жуткие плакаты, напоминающие о Вашей проблеме, и не раскрываетесь, боясь продемонстрировать то, что Вас действительно беспокоит. А доктор не сможет разобраться, какое же лечение на самом деле нужно. Иногда только после первых многочасовых бесед становится понятно, что же пациента на самом деле привело сюда. Конечно, та стоматология, которой мы занимаемся, во многом косметическая. И многие пациенты обращаются к нам за решением проблем эстетического характера. А это во многом связано с психологическим видением себя, своего образа. Если не распознать, что же пациента не устраивает в его внешнем виде, то в итоге мы получим обратный результат и неудовлетворенного пациента. С иностранцами в этом плане работать проще. Они в большей степени доверяют врачам. А доверие «наших» пациентов, нужно действительно заслужить.

SQ: А почему Ваша клиника представляет многопрофильную стоматологию, ведь работая в одной области тоже можно достичь значимых результатов? Ради чего?
АД: Наверное, чтобы помогать людям в полной мере. Я не хотел, чтобы человек, который обратился ко мне за помощью, услышал: «Это не мое, я это не умею. Я не смогу Вам помочь. Вы, сначала сходите к такому-то специалисту, потом к такому, а уж после…». Мне не хотелось, чтобы разрозненные действия разных врачей приводили к плачевному результату, за который в итоге никто не несет ответственности. Для меня это было основным движущим моментом.

SQ: Что это означает для пациента?
АД: Ну, например. Вы приходите и жалуетесь на какой-то зуб. Доктор его вылечивает, и Вы уходите. В лучшем случае вам подскажут, что неплохо бы залечить и другие дырки. В нашей клинике, мы оцениваем состояние всех структур, всего, что касается нижней половины лица, начиная от гайморовых пазух, суставов, костей, мышц и заканчивая зубами. Мы рассказываем пациенту, как будут развиваться стоматологические события в течение всей его жизни. Он узнает обо всех грядущих проблемах и способах их предотвращения. Все можно предвидеть и не допустить развития болезни. К сожалению, стоматология сегодня – это стоматология факта. Мы же проповедуем другую стоматологию - превентивную.

SQ: У нас в принципе отсутствует культура ухода за своими зубами?
АД: Безусловно, в общей массе она очень низкая. Но для людей, достигших определенного социального положения, становится очевидным, что здоровые и красивые зубы -- тоже одна из граней определенного социального статуса. Хотя даже если брать по количеству потребляемых средств гигиены, Россия стоит в самом конце этого списка. Например, в Великобритании значительно большие суммы тратятся на средства гигиены. Это косвенно демонстрирует, какой же уровень гигиены у нас в стране на самом деле. Если сравнивать наш и зарубежный опыт, то в США, например, сделано все, чтобы при возникновении какой-либо проблемы со здоровьем пациент шел к врачу. По большому счету, там даже некоторые зубные пасты не продаются без рецепта врача. У нас в стране такой системы нет. Казалось бы, этот удобно, но в большинстве случаев это приводит к тому, что болезнь только прогрессирует. Что касается стоматологических болезней, тот здесь все гораздо серьезнее, поскольку многие стоматологические заболевания дают лишь слабый начальный сигнал, а дальше протекают бессимптомно до появления серьезной проблемы. Появился небольшой симптом, мы не к врачу идем, а в аптеку. Покупаем какую-нибудь мазь, которая находится в свободной продаже, и в результате плачевный итог.

SQ: Ну все-таки тенденция не заниматься самолечением в последнее время в России прослеживается. Кстати, кто к Вам чаще приходит – мужчины или женщины?
АД: Женщины. Хотя сейчас количество мужчин, заботящихся о себе, выросло. Появилась категория мужчин, понимающих ценность красивой улыбки. Кстати, тут есть один забавный момент. Женщины хотят, чтобы их улыбка была больше похожа на натуральную, нежели чем на искусственную. Мужчины наоборот, зачастую, хотят, чтобы их новая улыбка демонстрировала их новый социальный статус -- чтобы было видно, что зубы не свои, но очень хорошего качества.
 
SQ: Бриллианты вставить в зубы не просят для тех же целей?
АД: Бывает.
 
SQ: А это вообще возможно?
АД: Конечно. Можно приклеить бриллиант на свой зуб, а можно просто коронку с камешком поставить. На свой зуб драгоценность просто «надевается» на время – до тех пор, пока не надоест. Можно ее снять в любой момент и снова все приобретает первозданный вид. Современные технологии позволяют вообще практически все. Металлокерамические коронки –к примеру, сдают позиции. Сейчас на первый план выходят современные – из материала под названием оксид циркония. Замечательный материал, в отличие от всех остальных, он имеет способность к самовосстановлению. Если возникает микроскол, бежать к врачу не нужно. В результате перестройки кристаллической решетки трещина закроется сама. Или вот что касается брекетов, пугающих взрослых людей своей неэстетичностью. Хотя они до сих пор активно используются, и есть брекеты, изготовленные из сапфира, очень красиво выглядящие. Однако есть и другой способ коррекции. Система Invisalign, совершенно новая, у нас в стране не развитая. Мы получаем модели челюстей пациента, сканируем их и отправляем в Калифорнию, в лабораторию. Там при помощи специальной компьютерной программы зубы переставляют в желаемое положение и изготавливают тончайшие, абсолютно прозрачные «колпачки» для зубов -- некую каппу на весь зубной ряд. К нам приезжает бокс со стерильными каппами. Они делаются при помощи лазера и поэтому точно прилегают к зубам и исправляют прикус. Очень комфортные. Более того, срок лечения при помощи таких капп обычно короче, чем при использовании брекетов.

SQ: Интересно. Только вот как нам, простым смертным, узнавать о новинках в области стоматологии? Вы проводите регулярно для коллег различные семинары. А для пациентов?
АД: Честно говоря, у нас давно созрела идея сделать такую лекцию для пациентов. Но пока она только в планах. В Америке, кстати, довольно распространена такая система, когда доктора устраивают лекции для пациентов. Но у них она зародилась по той простой причине, что реклама клиник в Штатах запрещена. Прямую рекламу давать нельзя, вот медики и ищут окольные способы информирования пациентов.

SQ: А как люди приходят вообще в стоматологию? В народе ходит столько баек о том, что на это отделение медицинского поступают только люди с садистическими наклонностями. Понятно, что это шутки, но…
АД: Я принадлежу к числу людей, которые с раннего детства знали, кем они станут. Хорошо помню, что в возрасте пяти лет, когда меня спрашивали, не хочу ли я стать космонавтом или еще кем-нибудь, я совершенно точно знал, что хочу быть доктором. Наверное, особую роль в этом сыграла моя семья. Стоматологами в нашей семье были все: причем как с маминой, так и с папиной стороны - в нашем роду я стал семнадцатым стоматологом. К чести родителей, на меня никто никогда не давил, и свой выбор я сделал самостоятельно.

SQ: Есть ли у людей, которые к вам приходят лечиться, заблуждения? С чем приходится бороться?
АД: Их огромное количество. Прежде всего, это неистребимый страх перед стоматологией. Желание отложить лечение до самого последнего момента практически непреодолимо у наших людей. Чтобы зуб начал болеть, должно пройти несколько лет, а люди все ждут и ждут. Возможности стоматологии сегодня не идут ни в какое сравнение с днями минувшими. Например, в нашей клинике мы может предложить человеку, у которого вообще нет зубов, к вечеру обрести улыбку. Причем зубы будут ему служить всю жизнь. На следующий день человек сможет без дискомфорта жевать, смеяться и говорить.

SQ: У Вас не клиника, а просто институт чародеев. Почему, при столь ярко выраженном желании помочь людям, Вы решили организовать клинику для очень узкого круга состоятельных лиц?
АД: Клиника «Аврора» создана для людей способных отличить искусную работу от рядовой. Они предъявляют высокие требования к Качеству и умеют его оценить. К сожалению, к огромному сожалению, очень хорошее лечение не может стоить дешево. Как компромисс, я регулярно провожу обучающие семинары для врачей других клиник. Мы просвещаем специалистов в тех областях стоматологии, которые в России еще неизвестны, не применяются и не используются.

SQ: Банальный вопрос, но все-таки: какие планы? «Аврора» -- клиника с индивидуальным подходом, поэтому по определению не может быть сетевой. В каком направлении будете развиваться? И что же ждет наших людей в будущем? Что нового предлагает стоматология?
АД: Интернет - технологии стремительно внедряются в стоматологию. На сегодняшний день их несколько. Это изготовление коронок «Procera», «Invisalign» - современная замена брекетов и технология «Вечером с новыми зубами». В этом году мы наметили крупную образовательную программу для врачей. Будем активно проводить семинары, причем на те темы, которые никогда в России и в мировой стоматологической практике не освещались пристально и глубоко. А глобально… в далеком будущем… Мне хотелось бы открыть клинику эстетического характера, с теми же принципами, которые мы заложили здесь, но не сосредоточенную на стоматологическом лечении. Общемировая тенденция заключается в том, что население стареет, при этом продолжая оставаться бодрым. Мы хотим помочь сохранить естественную красоту. За этим - будущее.

Возврат к списку

X