© Avrora Clinic, 2021 г. Все права защищены
ЛИЦО С ОБЛОЖКИ
ЛИАНА ДАВИДЯН
СОБСТВЕННЫЙ ДЗЕН

Интервью: Елена Бальбурова Фото: Юрий Кравцов
Писательница, автор лирических эссе и антикризисный директор, ас экстремального вождения по бездорожью и тонкий ценитель оперы - руководитель Avroraclinic Лиана Давидян органична в каждой своей роли, хотя на первый взгляд они могут показаться несовместимыми. Накануне Нового года мы поговорили с Лианой о внутреннем дзене и об искусстве радоваться жизни.
Этот год показал мне, что у меня есть некие скрытые ресурсы, о которых я не догадывалась. Вообще, наверное, самое главное – это если тебе есть за что себя похвалить.
- Взрослые люди делятся на тех, для кого Новый год – по-прежнему волшебный праздник, как в детстве, и на тех, для кого это просто выходной с обязательствами – подарки, елка и прочие хлопоты. Какое ощущение вам ближе?

- Я продолжаю понимать и чувствовать волшебство новогодней ночи, ведь толику чуда в жизни никто не отменял, но как взрослому человеку, мне ближе роль Деда Мороза и Снегурочки. Я начинаю выбирать подарки задолго до наступления зимы, этот процесс мне очень нравится. Не люблю ажиотажа «успеть до Нового года», не люблю лишней суеты. Мне очень нравится сам момент вручения подарков, праздничная атмосфера, когда удается собраться большой компанией, когда дети готовят свои маленькие выступления. Я люблю за большим семейным столом задать вопрос, чтобы каждый на него ответил. Например, спросить о том, за что каждый хочет поблагодарить уходящий год.


- А как на этот вопрос ответили бы Вы?

- Я благодарна этому году за то, что он был, потому что каждый год жизни – это подарок. За множество мелких радостей. За то, что весь год стояла просто замечательная погода. За то, что несмотря на множество трагичных и печальных событий, мне удалось не впасть в хандру, как многие в моем окружении. За возможность путешествовать несмотря ни на что. За приятное общение и встречи даже с теми друзьями, которые сейчас вынуждены жить очень далеко. За неожиданные знакомства, которые, возможно, и не продолжатся, но которые тебя по-своему обогатили.
- В одном из интервью вы сказали, что жизнь – это путешествие. Путешествовать сейчас стало сложнее, но тем не менее, вы нашли для себя такую возможность?

- Конечно. Я очень люблю путешествовать за рулем, и практически все мои поездки, даже если они начинаются с самолета, в итоге превращаются в автомобильные путешествия. Я могу смело сказать, что это моя страсть. Я очень люблю движение, но только не пешком. А автомобиль позволяет увидеть такие места, которые никаким другим способом увидеть невозможно. В этом году у меня была Иордания. Петра - одно из тех мест, куда мне хотелось попасть уже очень давно. И вот, когда усложнились маршруты путешествий, вдруг открылась эта дверь – поехать в Петру с экспедицией на внедорожниках. Это был октябрь, чудесная погода, не очень тяжелые переезды, как иногда бывает. В Петре я незаметно для себя прошла 15 км при жаре 39 градусов! Причем это была дорога в гору по «ослиной» тропе. И если говорить о благодарности, то этот год показал мне, что у меня есть некие скрытые ресурсы, о которых я не догадывалась. Я прошла этот путь с не вполне еще восстановленным после травмы коленом, и по дороге я говорила себе – сейчас откроется второе дыхание. И оно действительно открылось, но только когда я уже добралась до самого верха. У меня даже хватило сил сделать там такой полутанцевальный проход и саму себя похвалить. Вообще, наверное, самое главное – это если тебе есть за что себя похвалить. И каждое такое путешествие я, в том числе, совершаю для того, чтобы сказать себе: «Молодец, Лана, ты это сделала».

- Какова на сегодняшний день тройка стран, где вы еще хотели бы побывать?

- Я очень хочу побывать в Латинской Америке, мечтаю проехаться по Шотландии. Я уже бывала в этой стране, но мне хочется проехать по ней именно за рулем. Очень хочу в Марокко и тоже на автомобиле. ЮАР, Намибия, Тибет. Я с удовольствием когда-нибудь проеду по глубинке Соединенных Штатов, интересно проехать по Узбекистану, Туркмении. Меня не очень тянет в юго-восточную Азию, но Камбоджа была бы все же интересным направлением.

- Лиана в прошлом году произошло знаменательное событие – вышла ваша книга, сборник эссе «Путешествие по вложенным мирам». Продолжаете ли вы писать и если да, то о чем?

- У меня три разных направления. Я собираю сейчас книгу на профессиональную тему - управление. Синопсис и некоторые главы готовы. И что самое интересное, уже готовы обложка и название, но я пока не раскрываю секрет. Второе – я пишу исторический роман, его сюжет навеян одним моим сном о Древнем Вавилоне, о том периоде, когда империя приходила в упадок. Я прочла практически все, что издано о Вавилоне на русском языке. Но это художественное произведение, и здесь мне очень важно ловить вдохновение. И третье – это мои колонки для различных журналов. Возможно, через некоторое время я издам еще один сборник эссе. Если можно так сказать, терапевтического характера. Меня волнует то, насколько упростились в нашей жизни некоторые вещи. Мы превратились в поглотителей бесполезных советов. Иногда я покупаю нашумевший «бестселлер», но закрываю его после нескольких страниц. Много воды, мало искренности. Мне хочется написать книгу-диалог, которая бы вызывала в душе настоящий отклик.

- Вы большая поклонница искусства. Каким из впечатлений последнего времени вы бы поделились как рекомендацией?

- В этом году меня особенно впечатлила выставка Рериха в Третьяковке. Смотреть ее лучше всего с искусствоведом, поскольку помимо восприятия эстетического очень важен исторический и философский контекст. Я знаю работы Рериха, но для меня было открытием, что он расписывал иконостасы, а также работал декоратором частных домов обеспеченных господ. Это многое говорит об эпохе, когда люди нанимали именитого художника расписать, предположим, столовую.

Любителям балета я порекомендую восстановленную «Анюту» в хореографии Васильева. Конечно, это уже не Максимова, но в целом спектакль очень хорош. Вообще восприятие искусства - вещь сугубо индивидуальная, и тем более приятно, когда вы находите единомышленников, с кем ваше восприятие совпадает. Я очень стремилась попасть на премьеру «Норы» в театр Станиславского. Там потрясающая Хибла Герзмава, ария Casta Diva – одна из любимейших моих арий. Но в какой-то момент мы с моей соседкой стали хихикать, потому что происходящее на сцене вызывало много вопросов. Так и хотелось спросить: «А не забыл ли режиссер, что у оперы есть автор?» В Европе некоторое время назад стало очень популярным давать свое авторское, несколько скандальное прочтение классическим произведениям, возможно, чтобы привлечь новую аудиторию. Вахтангова на «Мертвые души». В драматическом жанре это мой абсолютный фаворит. Но в России театры такого уровня не нуждаются в эпатаже, у них и так всегда аншлаг. И если в «Норме» по воздуху летают сделанные из папье-маше олени неестественных пропорций, то возникает вопрос – зачем они там летают? При чем тут музыка? Вокальная часть, надо признать, была прекрасна. Но кроме музыки хочется еще и хорошей картинки.
В Большом театре наоборот – там не скупятся на декорации, но слушать в Большом сейчас практически некого. Нужно буквально вылавливать состав, и удачными оказываются только те представления, где есть приглашенные солисты.
Если вы хотите посмотреть спектакль с великолепной актерской игрой, идите в театр Вахтангова на «Мертвые души». В драматическом жанре это мой абсолютный фаворит.
Меня волнует то, насколько упростились в нашей жизни некоторые вещи.
Мы превратились в поглотителей бесполезных советов.
- Лиана, у вас очень красивый голос и, насколько я знаю, оперный вокал мог стать вашей профессией. Расскажите, вы поете для души?

- У меня довольно низкий голос, в музыкальной школе он был определен как альт, но позже педагог по вокалу сказала мне, что я могу брать и высокие ноты. А пою я всегда – и дома, и в машине. Когда я работала в девелоперской компании, мы занимали несколько этажей, и один из моих коллег сказал, что всегда знает, когда я иду по лестнице, потому что я всегда что-то напевала. Вообще для меня музыка – это терапия, один из способов почувствовать единение с миром, прикоснуться к вечности. Я не занимаюсь ни йогой, ни дыхательными практиками. Мне все это заменяет музыка. В караоке я пою редко только потому, что там приходится еще и слушать других, а это иногда бывает выше моих сил.


- Сейчас любой, наверное, легко скажет, в чем его источник стресса. А в чем ваш источник радости и энергии?
- Вот мы сейчас с вами общаемся, а общение с приятным человеком, с которым даже пусть мимолетно сложился контакт – это радость. Когда я еду за рулем и вижу красивые облака и перспективу – это радость. Когда приезжаю в клинику и со мной здороваются девушки на ресепшене, когда пациент не торопится уходить и говорит: «Как же у вас тут хорошо и уютно», это большая радость. Послушала концерт Спивакова, всем почти купила подарки к Новому году – тоже радость. Все зависит от того, есть ли у тебя этот навык – умение радоваться мелочам. И мне радостно от того, что у меня он все же есть.

Не знаю, почему у людей складывается впечатление, что со мной надежно, но так было всегда. Я умею оставаться конструктивной в сложных ситуациях, и этот навык только совершенствуется.


- Каково ваше мнение как директора Avroraclinic, одной из ведущих клиник Москвы, перемены – это всегда время возможностей?
- Когда мы держимся за такие лозунги, мы занижаем сложность ситуации. Да, перемены - это возможность проявить свои антикризисные способности и стрессоустойчивость. Но с точки зрения развития бизнеса все не так просто. Я прекрасно понимаю, какого типа бизнес может развиться в ситуации нарушения логистики, отсутствия нормальных поставок, ухода с рынка ключевых производителей медицинского стоматологического оборудования и материалов. Клиники сегмента массмаркет действительно могут в этой ситуации найти зону роста, немного изменив качество и не сильно потеряв в цене. Я знаю коллег, которые в этой ситуации активно завоевывают рынки, в том числе, региональные. И правильно делают – с точки зрения бизнеса такие возможности надо использовать. Что касается нашей клиники премиального сегмента, то для меня, как руководителя, в первую очередь было необходимо стабилизировать ситуацию и обеспечить безопасность бизнеса. Клиника продолжает развиваться, четко осознавая, что такой доходности, какая у нас была 10 лет назад, уже не будет. Я принимаю это через благодарность за то, что успешные годы позволили нам выйти на наш нынешний уровень, приобрести то оборудование, которое мы имеем. Мы продолжаем внедрять новые технологии, с января у нас появится новый аппарат в отделении косметологии, не так давно в стоматологии мы полностью перешли с гибридного на цифровой протокол. Ищем новых поставщиков, нашли несколько очень перспективных отечественных производителей. Мы не экономим, просто потому что не умеем экономить на препаратах и на качестве в целом. Я уверена, что через этот кризис мы выйдем на некоторое плато с адекватной доходностью, которая должна будет коррелировать со ставкой рефинансирования Центробанка. Турбулентный период закончится, и для нас самое главное – удержать определенный уровень медицины, который мы всегда гарантировали нашим пациентам, и конечно, удержать позиции авангардной клиники, чтобы к моменту выхода из кризиса прийти не опустошенными, а подготовленными.


- Лиана, вы производите впечатление человека спокойного, невозмутимого, с королевской выдержкой, у вас есть то, что называют «внутренний дзен». Как вам это удается, в чем ваш секрет?
- Я вас, наверное, разочарую, потому что впечатление невозмутимого человека – обманчиво. Я человек очень эмоциональный, взрывной, и некоторые ситуации могут завести меня с полоборота.
Я понимаю, что дать волю эмоциям важно, но это не решение проблемы. За этим должен быть следующий шаг, и я обязательно его совершаю. А ловить дзен я умела всегда. Еще в школе я помню ситуацию, когда мою одноклассницу очень строгие родители категорически не отпускали в кино, пока она не сказала: «С нами Лиана». И строгая мама тут же сдалась: «Ну тогда ладно». Не знаю, почему у людей складывается впечатление, что со мной надежно, но так было всегда. У меня нет ответов на все вопросы, но я умею оставаться конструктивной. И этот навык от одной сложной ситуации к другой только совершенствуется.
ПОДРОБНЕЕ
Записаться на приём
Статьи ЛИАНЫ ДАВИДЯН
    Воспользуйтесь нашими
    специальными предложениями