на СТраЖе
ВОРОТ
Полость рта стоматологи не случайно называют входными воротами для бактерий и вирусов, попадающих туда не только с едой и пищей, но и с воздухом. Атака на организм идет непрерывно, в том числе, вирусом COVID. Поэтому на страже нашего здоровья стоит местный иммунитет полости рта. О том, что это такое и как его укрепить, мы поговорили с ведущим специалистом AVRORACLINIC, врачом-пародонтологом Анной Новак.
АННА НОВАК
Врач - стоматолог - пародонтолог
Местный иммунитет полости рта – это часть общего иммунитета. Он очень важен для нашего организма поскольку является первым барьером для бактерий и вирусов, предотвращает их дальнейшее проникновение и обеспечивает их гибель или остановку их жизнедеятельности.

- Известно, что иммунитет – наша главная защита. А что такое иммунитет в полости рта?
- Местный иммунитет полости рта – это часть общего иммунитета. Он очень важен для нашего организма, поскольку является первым барьером для бактерий и вирусов, предотвращает их дальнейшее проникновение и обеспечивает их гибель или остановку их жизнедеятельности.
- Часть бактерий и вирусов гибнет сразу в полости рта, когда попадает туда с воздухом, например?
- Да, местный иммунитет полости рта ежеминутно противостоит атаке патогенных организмов. По этой же причине полость рта - наиболее уязвимое место, которому стоит уделять особое внимание. Любые микротравмы слизистых оболочек, нарушение их целостности, воспаления – все это способствует беспрепятственному проникновению вредоносных вирусов и бактерий в организм, что и приводит к развитию болезней.
- Правда ли, что последние научные исследования напрямую связывают вероятность заболевания коронавирусом со здоровьем полости рта?
- Да, это правда. Установлено, что полость рта и верхние дыхательные пути являются местом заражения и передачи вируса COVID. Полость рта – это фактически входные ворота для вируса. В эпителии оболочки полости рта и слюнных желез существует множество рецепторов, через которые вирус проникает в клетки эпителия, где активно размножается, а затем выделяется в слюну. Вирус также обнаруживают в десневой бороздке, которая имеется вокруг каждого зуба, ее глубина от 1 до 3 мм. У людей, страдающих пародонтитом, вирус в большом количестве обнаруживается в пародонтальных карманах, глубина которых доходит до 12 мм. А чем больше присутствие вируса, тем сильнее вирусная нагрузка.
Сейчас проводятся исследования, которые связывают пародонтит с более тяжелым течением ковида. Одно из таких исследований, проведенное на 568 пациентах с пародонтитом, показало достоверную взаимосвязь между пародонтитом и смертностью и между парадонтитом и тяжелым течением болезни с попаданием в реанимацию на ИВЛ.
Профессиональная чистка крайне важна для местного иммунитета. Не говоря уже о регулярных профилактических осмотрах у стоматолога, которые помогают выявить проблемы на самом начальном этапе.
- Какие факторы влияют на иммунитет полости рта, что может его ослабить?
- Иммунитет полости рта ослабляют нездоровые зубы, кариес, воспалительные заболевания десен, такие как гингивит. Десны должны иметь здоровый розовый цвет, не кровоточить. И конечно, иммунитет полости рта ослабляет такое тяжелое заболевание, как пародонтит, при котором разрушается костная ткань и образуются пародонтальные карманы. Важное значение имеет также микробиота полости рта. Именно она противостоит бактериям и вирусам и зависит при этом от состояния пародонта
- Как повысить иммунитет в полости рта? Существуют ли специальные средства?
- Учеными доказано существование микроорганизма, который называется «стрептококкус саливариус», слюнной стрептококк. Так вот, наличие его в большом количестве - это защита и от кариеса, и от пародонтита. Это самый главный микробный агент, который поддерживает иммунную систему в полости рта, и чем больше его, тем больше иммуноглобулина А, отвечающего за местный иммунитет.
Сейчас появились препараты, содержащие стрептококкус саливариус. Среди отечественных могу отметить «Бакто-блис», среди импортных – «Орал-биотик». Конечно, принимать их нужно только по рекомендации врача.
- Если у человека субъективно нет жалоб, зубы не болят, десны не кровоточат, может ли он быть уверен, что в полости рта у него все в порядке и иммунитет высокий?
- Нет, к сожалению, не может. Дело в том, что такое коварное заболевание, как пародонтит, может протекать в принципе бессимптомно. Человек может ни о чем не подозревать, в то время как у него активно разрушается кость.
- Профилактическая чистка, которую стоматологи рекомендуют делать раз в полгода или хотя бы раз в год – это важно для местного иммунитета?
- Да, это очень важно. Потому что у нас в полости рта находится до тысячи различных видов микроорганизмов, и все они обитают в так называемой биопленке. И вот как раз с помощью профессиональной чистки эта биопленка удаляется. Обычной щеткой снять ее полностью невозможно, потому что важно очистить не только коронки зубов, но и пространство под десной, десневую бороздку. Таким образом, профессиональная чистка крайне важна для местного иммунитета. Не говоря уже о регулярных профилактических осмотрах у стоматолога, которые помогают выявить проблемы на самом начальном этапе.
Статьи анны новак