нет причин
для боли
Создатель и главный врач AVRORACLINIC, профессор Арам Ленсерович Давидян считает, что настоящая стоматология появилась вместе с изобретением обезболивания. Мы расспросили его о современных методах обезболивания и о том, почему больше нет смысла бояться зубного врача.
- Арам Ленсерович, в одном из интервью вы сказали, что до изобретения обезболивания стоматологии не существовало. Что вы имели в виду?
- Я в самом деле считаю, что до внедрения обезболивания стоматологическое лечение можно было назвать лечением с большой натяжкой. Я бы даже сказал, что это было издевательство над пациентами. В СССР, например, лечебные протоколы были таковы, что при необходимости сделать анестезию пациента отправляли к хирургу, требовались какие-то очень серьезные показания. В основном всех лечили без анестезии, людям приходилось терпеть. При этом в стоматологии работали ведь не садисты, а доктора, которые искренне хотели помочь. Судите сами – если пациенту больно, любой доктор будет думать не о том, как вылечить зуб хорошо, а том, как сделать это быстрее. Поэтому можно сказать, что внедрение обезболивания очень серьезно изменило стоматологию в целом.

- В наше время в кресле у стоматолога больше не больно?
- Сейчас абсолютно все процедуры у стоматолога безболезненны. Мы располагаем широким спектром обезболивающих препаратов. Мало того, сам обезболивающий укол пациент тоже практически не чувствует: перед тем, как сделать инъекцию, применятся поверхностная, аппликационная анестезия, которая замораживает слизистую.

- Сейчас наряду с местной анестезией широко используется общая анестезия. Вы не против такой меры? Многие считают, что общий наркоз вреден.
- Есть такое очень распространенное заблуждение. Но то, что используется в стоматологии – это не общий наркоз, а глубокий медикаментозный сон, седация. Есть большая разница между этими двумя видами наркоза. Человек продолжает самостоятельно дышать, все его жизненные функции остаются активны, и пока он спит, доктор проводит необходимые манипуляции. Это, можно сказать, предварительная форма общего наркоза. Конечно, такой наркоз – это воздействие на весь организм, поэтому стоматологи предпочитают использовать его только тогда, когда без него очень сложно или невозможно провести лечение.

- Известны случаи, когда на анестетик пациент реагировал аллергическим (анафилактическим) шоком, ведь человек может не знать, какой будет реакция его организма. Как избежать такой ситуации?
- Нужно очень тщательно провести опрос, досконально собрать анамнез, и если были аллергии, с особой осторожностью отнестись к этому пациенту. Также важно, чтобы пациент был предельно честен с доктором и сообщил о своем состоянии здоровья детально. Клиника должна быть оснащена всеми необходимыми препаратами, персонал обучен оказанию первой медицинской помощи при анафилактическом шоке. Это особенно важно на первичном приеме – анестезия проводится очень медленно, чтобы всегда можно было остановиться, если появится хоть малейшее подозрение на аллергию.

- Пациент получил местное обезболивание, но все равно продолжает беспокоиться – бывает такое?
- В таких случаях очень важна психологическая работа доктора. Нужно расположить пациента к себе, показать свою уверенность в том, что больно не будет, проявить человеческое отношение. Все эти меры дополняют анестезию.

- Бывают ли случаи, когда лучше потерпеть и не прибегать даже к местной анестезии?
- Некоторые пациенты почему-то считают, что анестезия - вещь не очень полезная, и предпочитают потерпеть. На самом деле, препараты, которые сейчас применяются для местной анестезии, очень сильные, не токсичные и выводятся из организма через 25 минут, поэтому их можно использовать и на детском приеме, и беременным, и кормящим.
Бывают случаи, когда мы используем только поверхностную анестезию, например, когда нам нужно сделать инъекции гиалуроновой кислоты, чтобы заполнить какие-то углубления в десне, сформировать красивую десневую улыбку. Но в любом случае, нет причин терпеть боль.

- Нужно ли обезболивать при отбеливании или при профессиональной чистке?
Болезненность профессиональной чистки во многом зависит от рук доктора. При должном уровне мастерства эта процедура совершенно безболезненна. В случае с отбеливанием, если у пациента есть проблемы с эмалью, она очень тонкая и чувствительная, процесс отбеливания будет ощутимым, и лучше анестезию все же применить.

- Есть такое мнение, что у практикующих врачей с годами притупляется способность сопереживать, близко к сердцу принимать страдания пациентов.
- Это не так. По моему опыту, настоящий врач каждого пациента воспринимает как первого. Не знаю, на каком уровне – ментальном, кармическом, но врач никогда не перестает сопереживать пациенту и искать способ ему помочь.
Статьи АРАМА ДАВИДЯНА